четверг, 29 ноября 2012 г.

У.Голдинг "Повелитель мух".

Принято считать, что детские души невинны, но так ли это?

 
«Повелитель мух» - книга о группе мальчишек, школьников, хористах, оказавшихся в результате авиакатастрофы на острове и вынужденных выживать там одни, без взрослых. 

Если вначале реализуется попытка создать некое подобие общества с общими собраниями и распределением обязанностей, то с течением времени ситуация стремительно ухудшается. Райский остров, где нет проблем с хищниками, климатом, едой и водой не превращается в Страну Чудес, не становится дружной песочницей, веселым пионерским лагерем. Дети чопорных англичан, воспитанных в пуританском духе, быстро без надзора превращаются в маленьких монстров, зверей, пораженных неизлечимой жестокостью.

Все материальные ценности теряют свою значимость. Запретов больше не существует. Это и есть та воспетая гармония свободы. Убивай, чтобы жить. Живи, чтобы убивать. Деградация мысли уничтожает сознание и совсем не важно, ребенок ты или взрослый. И варварские поступки уже воспринимаются совершенно иначе, как минимум, без осуждения. Дети, конечно, ещё не знают, что человек даже в самых сложных ситуациях должен оставаться человеком. «Заигравшись», они воспринимают смерть как шок, но лишь сиюминутный, и как ни в чём не бывало продолжают существовать в окружении своих собственных жизненных правил, обозначающих лишь понятия «главный» и «подчинённый». 

В первую очередь на острове погибает Саймон, толпа растерзывает его – того, кто знает правду о Звере. Правда, здесь автор несколько погрешил против канонов реализма – о том, что видел Саймон, никто не может знать, кроме читателя, но можно предположить, что Джек интуитивно понял: Саймон несет какую-то угрозу их нездоровой «религии». Потом в жертву приносится «бесполезная интеллигенция» в лице Хрюши (имя которого никто так и не узнает, не попытается этого сделать). Джек, благопристойный сын праведной семьи, запевала в школьном хоре, староста, а теперь безжалостный, жестокий убийца, одурманенный властью, кровью, чувством безнаказанности, готовый к закланию уже не только свиньи, но и своего товарища по несчастью, «заклятого врага», осмелевшего перейти ему дорогу, и чью голову он уже видит на колу рядом с головами свиней, Ральфа, до последнего стремившегося к демократическому решению вопроса. В тексте есть намек, что и Джек обречен – он лишь революционер, расчистивший путь настоящему тирану – Роджеру, который может не только бить и убивать, но и пытать, умеет принуждать не только силой, но и страхом.

Важную роль также играет психология толпы, представленная здесь в самом жутком варианте. И те, кто за ней следовали, не понимали простой истины, что тот, кто присоединяется к силе (большинству) сам же ее и создает. Вот как ведут себя люди, попавшие на необитаемый остров. Никто не посмотрит в твою сторону, не подаст руку помощи.
Такие произведения не нравятся, а взрывают изнутри.

Комментариев нет:

Отправить комментарий